Профилактика правонарушений      

 

Работа с семьями и детьми «группы риска»


Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. 

С понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. 

Специалистам ДОУ приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска». 

Риск попадания детей в «группу риска» достаточно высок, и это побуждает не только к борьбе за ребенка и условия его существования в семье, но и к системе профилактических мер в рамках образовательного учреждения 

 

Критерии семей «группы риска» в ДОУ 

 

Семьи группы риска 
     Семья, жизнедеятельность которых может способствовать формированию неблагополучной личности или неблагополучных взаимоотношений. 
В основном родители в этих семьях хотят, но не могут воспитывать своих детей. Основными причинами являются: материально-бытовые условия, состояние здоровье родителей, а так же социальная отчужденность одних членов расширенной биологической семьи от детей по причине развода, разъезда, конфликтных отношений и др. 
      Единых критериев семей группы риска нет, они находятся на границе между благополучными и неблагополучными. Перечислим некоторые категории семей группы риска по материально-бытовым признакам: малоимущие, многодетные, неполные (матери-одиночки), беженцы, безработные (один или оба) и др. 
По социальным признакам выделим: опекунов, семьи малых национальностей, семьи, имеющие близких, осужденных за преступления и т.п. 
По медицинским факторам - это семьи в которых родители и/или дети имеют ограниченные возможности. 

 

Реабилитация семьи «Группы риска»


     Реабилитация семьи – это восстановление ее функций, направленных на развитие личности (в первую очередь - ребенка). 
Система реабилитации включает в себя ряд мер, а именно: 
—Выявление семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации и нуждающейся в реабилитации; 
—Анализ потребности и готовности как родителей, так и детей к сохранению семьи, как важное условие ее реабилитации; 
—Изучение медико-психологического здоровья членов семьи с целью определения возможностей реабилитации; 
—Изучение материально-бытовых условий семьи для оказания ей необходимой социальной помощи и создании условий для успешной реабилитации; 
—Налаживание доверительных отношений и заключение договора (соглашения) о взаимном сотрудничестве; 
—Изучение психолого-педагогического потенциала семьи и оказание ей педагогической помощи; 
—Привлечение социальных институтов (государственных структур, общественных организаций и населения) для формирования режима поддержки семьи; 
—Формирование потребностей у семьи в самосохранении через осознание своих проблем.

 

Работа с семьёй «группы риска»

 

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ. 

Задачи: 
- Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей; 
- Выявление особенностей взаимодействия между родителями и детьми; 
- Психолого-педагогическое просвещение родителей; 
- Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка 

Форы работы с семьёй:

—Просветительская (выпуск памяток, информационных листовок, беседы, собрания) 

—Консультативная (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях)