Профилактика правонарушений
Работа с семьями и детьми «группы риска»
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов.
С понятием "неблагополучная семья" можно встретить такие: "деструктивная семья", "семьи группы риска", "негармоничная семья" и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Специалистам ДОУ приходится сталкиваться с различными типами семей. Но первоочередная задача в работе с семьей группы риска, это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в семьях, в которых не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Такая семья носит название «неблагополучная» или семья «группы риска».
Риск попадания детей в «группу риска» достаточно высок, и это побуждает не только к борьбе за ребенка и условия его существования в семье, но и к системе профилактических мер в рамках образовательного учреждения
Критерии семей «группы риска» в ДОУ
Семьи группы риска
Семья, жизнедеятельность которых может способствовать формированию неблагополучной личности или неблагополучных взаимоотношений.
В основном родители в этих семьях хотят, но не могут воспитывать своих детей. Основными причинами являются: материально-бытовые условия, состояние здоровье родителей, а так же социальная отчужденность одних членов расширенной биологической семьи от детей по причине развода, разъезда, конфликтных отношений и др.
Единых критериев семей группы риска нет, они находятся на границе между благополучными и неблагополучными. Перечислим некоторые категории семей группы риска по материально-бытовым признакам: малоимущие, многодетные, неполные (матери-одиночки), беженцы, безработные (один или оба) и др.
По социальным признакам выделим: опекунов, семьи малых национальностей, семьи, имеющие близких, осужденных за преступления и т.п.
По медицинским факторам - это семьи в которых родители и/или дети имеют ограниченные возможности.
Реабилитация семьи «Группы риска»
Реабилитация семьи – это восстановление ее функций, направленных на развитие личности (в первую очередь - ребенка).
Система реабилитации включает в себя ряд мер, а именно:
Выявление семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации и нуждающейся в реабилитации;
Анализ потребности и готовности как родителей, так и детей к сохранению семьи, как важное условие ее реабилитации;
Изучение медико-психологического здоровья членов семьи с целью определения возможностей реабилитации;
Изучение материально-бытовых условий семьи для оказания ей необходимой социальной помощи и создании условий для успешной реабилитации;
Налаживание доверительных отношений и заключение договора (соглашения) о взаимном сотрудничестве;
Изучение психолого-педагогического потенциала семьи и оказание ей педагогической помощи;
Привлечение социальных институтов (государственных структур, общественных организаций и населения) для формирования режима поддержки семьи;
Формирование потребностей у семьи в самосохранении через осознание своих проблем.
Работа с семьёй «группы риска»
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшению микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование ЗОЖ.
Задачи:
- Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
- Выявление особенностей взаимодействия между родителями и детьми;
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Способствование созданию комфортных условий в семье для развития личности ребёнка
Форы работы с семьёй:
Просветительская (выпуск памяток, информационных листовок, беседы, собрания)
Консультативная (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях)